Первый реактивный самолет | Первый реактивный истребитель в мире
АКЦИЯ     Скидка 30% на полёт в авиатренажере Boeing 737     действует еще

Первый реактивный самолет в мире

Первый реактивный самолет стал революцией в авиапромышленной области. Он позволил увеличить скорость и маневренность летательных аппаратов. После появления нового изобретения ученые сфокусировались на конструкции самолета и на самом моторе, чтобы улучшить его показатели. Сейчас фюзеляж почти идеальный, поэтому он остается неизменным, но сам мотор продолжают улучшать для увеличения тяги и снижения потребления топлива. Стоит рассмотреть подробнее историю реактивного самолета, так как это неотъемлемая часть истории авиации.

Краткая история развития реактивных самолетов

Считается, что самолет с реактивным двигателем появился в 1910 году. Тогда конструктор Анри Коанда создал модель поршневого двигателя, а компрессор с лопастями запускал движение. После войны стали заявлять, что самолет оснащался реактивным двигателем, но ранее утверждали противоположное.

Модель самолета Коанда позволила сделать выводы конструкторам будущего:

  1. 1. Если двигатель располагать впереди, то выхлопные газы убьют пилота.

  2. 2. Реактивный двигатель может загореться в воздухе.

Ne .jpegПервый в мире самолет с реактивным двигателем, прошедший испытания, был немецкий He.176. Его полет состоялся 20 июня 1939 года. Несмотря на его довоенное создание, реактивная авиация стала активно применяться только к середине мировой войны. До этого использовались турбовинтовые самолеты. Конструкторы изменили строение летательного аппарата по сравнению с моделью Коанда, убрав двигатель от пилота. Там, где пламя двигателей соприкасается с фюзеляжем, устанавливалась жаростойкая сталь, которая могла переносить высокие температуры, не разрушаясь.

Первые попытки создания реактивного самолета

Первый самолет, отличающийся от привычных миру, создал Анри Коанда, но его прототип оказался не жизнеспособным. Несмотря на это, он утверждал, что задумка о создании реактивной авиации принадлежит ему.

Первым устройством на ракетной тяге стал Lippisch Ente, который поднялся в воздух в 1928 году. Были попытки создать летательные аппараты на реактивной, импульсной, турбовинтовой и ракетной тяге.

Интересно, что официальным изобретателем реактивного двигателя стал Фрэнк Уиттл из Великобритании. Ему был выдан патент на изобретение в конце XIX века.

Первые мировые прототипы

Мировые прототипы реактивных самолетов создавались в США, Великобритании, Германии, Франции и в других странах мира. Вот наиболее известные из них:

  • He-178 – немецкая модель, созданная в 1939 году;

  • 28/39 – британская модель с турбореактивным двигателем, взлет состоялся в 1941 году;

  • Не-176 – немецкий истребитель, который появился в середине 1939 года;

  • БИ-2 – созданный в СССР раньше других;

  • 1 – итальянская модель;

  • Ока – японский прототип, который создали в 1940 году;

  • Bell P-59 – американский прототип, который имел два двигателя ракетного типа;

  • Gloster Meteor – британский прототип, изобретен в 1943 году;

  • Lockheed F-80 – американский самолет, который использовался в японско-корейской войне;

  • B-45 Tornado – американский тяжелый бомбардировщик, создан в 1947 году;

  • МиГ-15 – российская модель, которая поднялась в небо в 1947 году.

Это наиболее известные мировые прототипы реактивных самолетов, которые позволили совершить прорыв в авиастроении. Но первый успешный немецкий прототип был истребителем. Он поднялся в воздух 27. 08. 1939 года.

Германия - страна первых реактивных аппаратов

Meust.jpegГермания стала первой страной, которая изобрела такой самолет. Разработки и производство осуществлялись на секретных заводах, в связи с особенностью международных обязательств Германии после поражения в Первой Мировой войне.

Когда у Германии появились реактивные боевые летательные аппараты, весь мир удивился. В проектировании участвовали лучшие немецкие конструкторы. Наиболее успешным проектом стал Messerschmitt Ме-262. Он прошел все испытания и поднялся в небо. Его первым начали выпускать серийно. Вот особенности этой модели:

  • два турбовинтовых двигателя;

  • установка радиолокатора в носу самолета;

  • предельная скорость 900 км/ч.

Изобретатели этой модели в инструкции указали, что при достижении высокой скорости пилот теряет контроль над летательным аппаратом, поэтому самолет начинает непроизвольно выполнять пике в воздухе. То есть, было нежелательно разгонять машину до предельных показателей.

Созданный Messerschmitt Ме-262 использовался для борьбы с бомбардировщиками Б-17 и советскими истребителями, которые уступали в скорости и маневренности.

Начало создания самолетов в СССР

Важно знать, кто стал автором идеи создания реактивного двигателя внутри страны. Это был К.Э. Циолковский, а воплотить эту идею удалось конструктору А.М. Люльке. Он заявил, что прототип на новых двигателях сможет двигаться со скоростью до 900 км/ч. Для того времени такое заявление было абсурдным, но конструкторское бюро приступило к работе. Первый прототип из полностью советских комплектующих практически был создан в 1941 году. Война помешала завершить начатое, поэтому конструктора переключили на работу над танками.

Mig9.jpeg СССР также вели разработки А.Я. Березняк и А.М. Исаев. Они тоже хотели придумать самолет-перехватчик на новом типе двигателей. Проект одобрили, а конструкторы приступили к работе. Вскоре появился прототип БИ-1. Он прошел первичные испытания 15 мая 1942 года, но были еще доработки в течение года, так как самолет потерпел крушение, потеряв управление на скорости 800 км/ч. После катастрофы разработки позволили усовершенствовать устройство, сделав его безопаснее. В 1943 году проект был заморожен. К середине войны в Германии был мощный реактивный воздушный флот, а советская авиация сильно проигрывала в небе.

МиГ-9 стал первой советской машиной без импортных комплектующих. Впервые он поднялся в небо в мае 1946, когда страна была в полуразрушенном состоянии после войны.

Двигатель для советских ВВС

Прототипом для создания советского реактивного двигателя послужил трофейный Jumo 004. Советский мотор назвали РД-10. Первые модели собирались из деталей трофейных двигателей.

Вот какие особенности были у советского мотора:

  • мощность 900 кгс;

  • осевой компрессор восьмиступенчатый;

  • наличие осевой турбины и шести камер сгорания;

  • предельный ресурс – 25 часов, но по факту не более 17 часов.

РД-10 выпускался серийно до 1953 года. Конструкторы модифицировали его, повысив КПД и длительность эксплуатации. Параллельно конструкторские бюро СССР разрабатывали другие реактивные двигатели, которые впоследствии стали использоваться на советских самолетах.

Дальнейшее развитие советской авиации

Советское руководство не устраивало отставание от других мировых держав в области авиастроения, поэтому оно сфокусировалось на разработках в этой сфере. Появляющиеся новые двигатели и прототипы самолетов стали началом новой эры для советской авиации. Инженеры А.И. Микоян и П.О. Сухой предложили установить еще один мотор для ускорения, когда это необходимо. Но из-за его небольшой мощности предельное время работы составляло 5 минут.

После войны создавались прототипы самолетов, которые в дальнейшем послужили созданию современных авиалайнеров. Так, появились И-250, который больше известен под названием МиГ-13, Су-5, Су-7, Су-9, Як-15.

Впоследствии появилась модель бомбардировщика ТУ-16, МиГ 1 44 и так далее.

Первые успешные реактивные прототипы

Прототипы, которые стали успешными и позволили реактивной авиации развиваться быстрее - это:

  • He-178;

  • 28/39;

  • Не-176;

  • БИ-2;

  • 1;

  • Ока;

  • Bell P-59;

  • Gloster Meteor;

  • Lockheed F-80;

  • B-45 Tornado;

  • МиГ-15;

  • Ту-144.

У каждой модели были свои особенности, которые в дальнейшем использовались конструкторскими бюро всего мира для создания аналогов.

Реактивная авиация после войны

После завершения войны реактивная авиация стала развиваться активно во всех странах. Перед конструкторами стояли следующие задачи:

  • увеличение обтекаемости фюзеляжа самолета для снижения трения с воздухом;

  • повышение безопасности полетов;

  • преодоление сверхзвукового барьера;

  • повышение экономичности реактивных двигателей;

  • увеличение маневренности самолетов.

Почти каждый час, оборудованные современной боевой экипировкой, самолеты взлетали для проведения тестового полета. Сначала разработки происходили в военной области, но в дальнейшем перешли и в гражданскую тоже.

Як и МиГ

Самолеты Як и МиГ стали успешными в Советском Союзе. Конструкторы использовали современные технологии, которые позволили самолетам стать конкурентоспособными. Они использовались во вьетнамской войне, в Афганистане, в других вооруженных конфликтах. Были созданы:

  • истребители;

  • штурмовики;

  • бомбардировщики.

Другие страны ставили советские летательные аппараты на вооружение, так как они были надежными, обладали высокой скоростью, маневренностью и хорошо показали себя в боях.

Гражданская реактивная авиация

Halivard.jpegСтоит считать началом истории гражданской реактивной авиации первый коммерческий пассажирский рейс. Это было в январе 1952 года, а самолет - De Havilland Comet.

В июле 1954 года свой первый рейс выполнил Boeing 707. Советский Ту-104 поднялся в небо в июне 1955 года. Весь мир был поражен, что Советский Союз смог построить собственный реактивный пассажирский летательный аппарат.

Douglas DC-8-10 выполнил свой коммерческий рейс в 1959 году, а через год французское конструкторское бюро представило Convair 880.

Каждый год появлялись новые самолеты, но наиболее известными стали Ту-124, DC-9, DC-10, Ил-62, Boeing 737, Ту-154, Airbus A300, Ил-86.

Сверхзвуковые реактивные самолеты

Условия полета на таком самолете происходят в других условиях аэродинамики. Невозможно было достичь сверхзвуковой скорости за счет увеличения мощности двигателей, требовалось менять конструкцию фюзеляжа. Конструкторы добились достижения цели, но по-прежнему пытаются решить задачу по созданию эффективного летательного аппарата, преодолевающего сверхзвуковой барьер.

Первый самолет, который преодолел скорость звука - МиГ-17Ф. Его запустили в серийное производство в 1952 году. F-100 (производство США) поступил на вооружение спустя 2 года.

Единственный пассажирский сверхзвуковой лайнер был Конкорд (Франция). Его использовали до 2003 года.

Рекорды реактивных самолетов

Il.jpegРекорды постоянно обновляются, но необходимо знать следующее:

  • на самолетах Ту установили 78 мировых рекордов;

  • на Як – 86;

  • на Су – 50;

  • на Ил-76 – 27.

Рекорды устанавливаются в области высоты полета, скорости, маневренности, выполнении поставленных задач.

Будущие прототипы и разработки

В России планируют возродить следующие проекты:

  • Ту-244 на базе Ту-144Д, Ту-344 на базе Ту-22М3, Ту-444, SSBJ – создание пассажирских околозвуковых самолетов;

  • Ту-160 – бомбардировщик.

Параллельно идет разработка собственных суборбитальных летательных аппаратов.

Несколько интересных фактов

380.jpegЭта информация может быть интересной:

  1. 1. Airbus A380 – самый крупный широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер. На его борт может подняться 853 пассажира благодаря двухпалубной конструкции. Это наиболее дорогой авиалайнер.

  2. 2. Boeing 747 – второй по величине пассажирский лайнер, который способен перевозить до 524 пассажиров.

  3. 3. АН-225 Мрия имел наибольшую грузоподъемность, которая достигала 250 тонн, но во время боевых действий он был уничтожен.

  4. 4. Lockheed SR-71 считается самым быстрым, его скорость достигает 3529 км/ч.

  5. 5. Самый длинный полет без посадки совершил Boeing 777. Он пролетел 21602 км, а полет длился почти сутки.

  6. 6. Самый дорогой бомбардировщик - B-2 Spirit Stealth Bomber. Его цена превышает 2 млрд. долларов, а за все время было создано 20 единиц.

  7. 7. В МиГ-25 авионика была в вакуумных колбах. Это позволяло пилоту пережить ядерную катастрофу и сохранить контроль управления.

  8. 8. Французский лайнер Конкорд имел отличную от других машин конструкцию и использовался для пассажирских перевозок более 25 лет. Его скорость была выше скорости звука. Авиакомпании стали массово отказываться от него после катастрофы.

  9. 9. Российские военные самолеты стоят на вооружении в странах СНГ, Средней Азии, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

  10. 10. После пандемии COVID-19 широкофюзеляжные пассажирские лайнеры перестали пользоваться спросом из-за резкого снижения пассажиропотока. Авиакомпании предпочитают использовать узкофюзеляжные модели, предназначенные для средней и малой дистанции.

Реактивная авиация продолжает развиваться, перед конструкторами стоят задачи по увеличению экономической эффективности и по преодолению звукового барьера с меньшими затратами топлива. Есть вероятность, что через несколько лет появится новый сверхзвуковой пассажирский самолет, который установит новые рекорды в авиационных пассажирских перевозках.



Другие статьи