Для разных целей были разработаны свои разновидности парашютов со своей особой конструкцией. И для каждой этой разновидности вопрос «Сколько строп имеется у парашюта?» будет звучать по-разному.
История создания парашюта
Первый, настоящий прыжок с парашютом был совершен еще в конце XVIII века с воздушного шара с высоты 680 метров. На протяжении XIX века парашютные прыжки пользовались огромной популярностью у зрителей. Первые парашютисты прыгали с использованием примитивных ранцев. Они характеризовались малой надежностью, что всегда щекотало нервы зрителей. Но при падении строго вертикально вниз ранцевые парашюты раскрывались с очень большой вероятностью.
С появлением авиации ранцевые парашюты показали себя уже как ненадежные и неудобные устройства. Во-первых, ранец занимал слишком много места в пилотной кабине, что делало управление самолетом очень неудобным и потому очень опасным. Во-вторых, раскрыть ранец в сильном потоке встречного воздуха оказалось делом весьма нетривиальным. Купол не раскрывался или раскрывался не полностью, а крепление строп оказалось ненадежным и обрывалось.
Эти проблемы заставили Глеба Котельникова разработать парашют собственной конструкции. На его основе были разработаны все современные парашютные системы.
Основные разновидности
Парашютные системы подразделяются на две большие группы – для техники и для людей. В первую группу входят следующие разновидности:
-
тормозные – устанавливаются на реактивные самолеты. Они раскрываются в момент посадки. Парашюты выступают в качестве воздушного тормоза, заставляя самолет резко сбросить скорость и уменьшить дистанцию до полной остановки;
-
для десантирования техники и грузов – все модели разработаны на основе парашютных систем для десантирования людей. Из общего контейнера раскрываются несколько куполов общей площадью 300-400 кв. м. Расположение в пространстве нескольких куполов обеспечивает плавный и стабильный спуск многотонной техники;
-
парашютные системы, устанавливаемые на спускаемых космических аппаратах. У них также многокупольная система, которая характеризуется высокой степенью надежности. Парашютная система должна сработать со 100%-ной вероятностью после нескольких дней, недель и даже месяцев нахождения в околоземном пространстве, после нагрева в плотных слоях атмосферы.
В группу для десантирования людей входят следующие разновидности парашютных систем:
-
десантные;
-
спасательные;
-
запасные;
-
спортивные;
-
тренировочные.
Виды парашютов для десантирования людей
Все парашютные системы для десантирования людей можно разделить по форме купола на круглые и квадратные. Парашюты с круглой формой плохо управляемы. Скорость их снижения составляет примерно 5 м/с. Примерно с такой же скоростью происходит их горизонтальное смещение под действием порывов ветра. При сильных ветровых порывах велика вероятность складывания купола.
У парашютов с квадратным куполом в ткани имеются дополнительные вырезы, благодаря которым увеличена маневренность парашютной системы. За счет этих вырезов десантники могли лучше контролировать горизонтальные смещения.
Десантные
Купола армейских парашютов для десантника ВДВ изготавливаются в круглой и в квадратной форме. В раскрытом состоянии все купола представляют собой полусферу или правильный многоугольник с вырезом в верхней точке. Армейские парашюты позволяют десантировать личный состав с высоты до 8 км, хотя обычно десантирование происходит с километровой высоты (±200 метров). Минимальная высота выброски десанта – 200 метров.
Д-1 – первый шаг в небо
Разработан сразу после Великой Отечественной войны, являлся самой массовой парашютной системой в СССР. Благодаря своей надежности и простоте управления сохраняет популярность и в наши дни.
Парашют Д-1 упаковывается в чехол, у которого на вершине есть два кармана. При свободном падении они наполняются воздухом, облегчая раскрытие вытяжного шарового парашюта. Он вытягивает за собой основной купол со стропами. Его форма – круглая полусфера площадью 82,5 кв. м. В ее центре располагается полюсное отверстие.
Парашют Д-1 раскрывается на горизонтальной скорости в 250 км/ч и обеспечивает безопасное десантирование на минимальной высоте 150 метров и на скорости 180 км/ч.
Д-6 – рекордсмен по прыжкам
Основная и тренировочная парашютная система для десантников ВДВ. Купол – квадратной формы, состоит из 4-х секторов и центральной накладки. Вырез или менее плотная ткань на куполе улучшает горизонтальное маневрирование. Вытяжное устройство – восемь карманов в ранце. При наполнении воздухом они вытягивают из ранца вытяжной купол, который за собой вытягивает основной купол.
Гарантированный ресурс парашюта Д-6 – 80 раскрытий. В момент раскрытия выдерживает перегрузки до 10 g. Минимальная высота десантирования – 200 метров. Сохраняет управляемое снижение при скорости горизонтального смещения до 40 м/с.
Д-16 – патиссон в небе
Принят в эксплуатацию в 1990-х гг. Обеспечивает безопасное приземление десантников в полной выкладке на горизонтальной скорости раскрытия купола до 400 км/ч. Стабилизация снижения происходит через 3 секунды. Срок эксплуатации парашютной системы – 14 лет или до 120 раскрытий. Купол круглого сечения похож на «патиссон».
Д-14 – парашют для ратника
Парашютная система в форме крыла разработана специально под экипировку «ратник». Она обеспечивает безопасное десантирование с нагрузкой на парашют (собственный вес десантника, оружие и дополнительное снаряжение) – до 190 кг. Конструкция парашютной системы позволяет десантнику открыть огонь, не дожидаясь приземления.
«Штурм» - без ранца за спиной
Российская перспективная парашютная система. Ее главная особенность – отсутствие традиционного ранца. Парашютный купол уложен в специальный внешний мешок, который закреплен на подвесную систему в десантном отсеке транспортного самолета. Парашютная система позволяет проводить десантирование с предельно малой высоты – 70-80 метров. Столь малая высота десантирования объясняется тем, что куполу не надо стабилизироваться.
Спасательные
Спасательные парашюты устанавливаются в системы катапультирования пилотов реактивных самолетов. Первый парашют Котельникова также следует отнести к классу спасательных.
Запасные
У каждого парашютиста есть запасной парашют, который следует раскрыть при отказе основного. Он всегда закрепляется на груди парашютиста и раскрывается только вручную. Его размеры всегда меньше основной парашютной системы.
Сколько строп у запасного парашюта? У запасной парашютной системы 24 стропы. Каждая стропа изготовлена из капронового шнура, закрепленного с одной стороны с ранцем, а с другой – с парашютным куполом.
Спортивные
Класс спортивных парашютных систем очень разнообразен. У них имеются модели со стандартными куполами в форме полусферы и в форме крыла. У крыльев могут быть три формы:
-
прямоугольная – самая распространенная форма, она характеризуется простотой и предсказуемостью управления;
-
эллиптическая – у этой формы высокая скорость горизонтального и вертикального скольжения, с высокой скоростью падения высоты при маневрировании;
-
полуэллиптическая – эта форма совмещает в себе свойства прямоугольных и эллиптических куполов.
Спортивные парашютные системы с куполами в форме полусферы подразделяются на:
-
классические – у их куполов очень большая площадь (до 28 кв.м), что делает их снижение устойчивым под сильными порывами ветра;
-
студенческие – парашютные системы для начинающих парашютистов;
-
тандемные – специальные парашютные системы для прыжков вместе с инструктором. У них увеличена площадь, чтобы сохранять устойчивое и контролируемое снижение под весом двух человек.
Тренировочные
Тренировочные парашютные системы занимают промежуточное положение между десантными и спортивными парашютами. У них круглая форма купола, но в нем проделаны дополнительные прорези и клапаны, которые улучшают горизонтальное маневрирование парашютиста и точность его посадки.
Первый прыжок с парашютом
Парашютизм – экстремальный вид спорта, и потому первый прыжок с парашютом требует тщательной теоретической и практической подготовки на земле. Исключение составляют тандемные прыжки, но в этом случае все управление парашютной системы берет на себя инструктор.
Существуют правила первого парашютного прыжка:
-
при плохом самочувствии следует отказаться от прыжка. Это всегда стрессовая ситуация для организма, которая при плохом самочувствии может привести к фатальным последствиям;
-
важна правильная экипировка – легкая и свободная одежда, высокая обувь, которая защитит щиколотки и ноги в момент приземления;
-
надо строго следовать прыжковым правилам, сохранять спокойствие и не паниковать.
Профессиональные парашютисты советуют перед первым парашютным прыжком совершить хотя бы один прыжок с инструктором.
Сколько строп у парашюта десантника?
Сколько строп у армейского парашюта десантника? Количество строп у парашюта зависит от конкретной модели. Например:
-
у парашютной системы Д-1 – 28 строп;
-
у Д-6 – 16 строп;
-
у Д-10 – 26 основных строп, 22 внешних и 24 внутренних дополнительных стропы.
Интересные факты о парашютах
Впервые идею о парашютах высказал Леонардо да Винчи. Он назвал его «шатром из накрахмаленной ткани», который позволит спуститься по воздуху с любой высоты и не разбиться.
Прыжки на современных парашютах типа «крыло» - самый безопасный экстремальный вид спорта. На 100 тыс. удачных приземлений приходится только 25 неудачных прыжков, при которых парашютисты получили травмы.
Японцы придумали самый экстремальный прыжок с парашютом, названный «Банзай». Парашютист и парашютный ранец покидают самолет отдельно. Во время свободного полета парашютист должен догнать ранец, одеть его на себя и раскрыть парашютный купол.
Самым высотным является прыжок Феликса Баумгартнера. Он отправился в свободный полет на высоте 38,6 км и некоторое время приближался к земле со скоростью 1342 км/ч.